Моя плакалЪ
читать дальшеПрекрасный с геополитической точки зрения "ноктюрн", сыгранный на флейте газовой трубы Владимиром Путиным и Герхардом Шредером, не на шутку рассердил соседей из ЦВЕ. Не успел доживающий свой последний президентский срок Александр Квасьневский отпраздновать заключение долгожданного договора с Украиной о строительстве газопровода в обход России, как Польша сама оказалась "обойденной". Чувство обиды, захлестнувшее варшавских политиков, грозит осложнить отношения между Польшей, Германией и Россией.
Назвав соглашение между "Газпромом" и немецкими компаниями Eon и Wintershall о прокладке газопровода в обход Польши по дну Балтийского моря "пактом Шредера-Путина", Александр Квасьневский признал колоссальную силу удара, нанесенного по амбициям Польши. Попытка Польши разделить рынок газа и властвовать хотя бы на небольшой его части с треском провалилась, как и надежды польского президента на "красивый" уход. Доживающий свой последний президентский срок Квасьневский взывал к Евросоюзу, грозился жаловаться в вышестоящие инстанции. Но там его не услышали. Трубопровод должен сократить транспортные расходы, а значит, и уменьшить цены на топливо для европейских потребителей. А они вряд ли откажутся от 60 млрд кубических метров газа, дополнительное соглашение о поставках которого в европейские страны подписал "Газпром".
Кусать локти есть из-за чего. Еврокомиссия уже отвергла предложенный Брюсселю премьером Польши Мареком Белькой проект газопровода "Амбер" (Amber) через Польшу, Украину, Латвию и Литву. Однако коронный аргумент о помощи "малым" странам ЕС Брюссель не пронял, также, как и уверения в том, что сухопутный газопровод дешевле, чем морской. А вот Северно-Европейский газопровод там одобрили. "Мы приветствуем создание любой инфраструктуры, которая призвана обеспечить снабжение газом стран ЕС", - ответили Бельке в Брюсселе. Заметим, интересы собственно Литвы, Латвии и даже Польши в расчет при этом не берутся.
Ценность польско-украинского проекта была нивелирована в Берлине и Владимиром Путиным. Украине намекнули, что, мол, со дна Балтийского моря отсасывать российский газ "через трубочку" уже не получится. Да и вообще дали понять, что доверять ей нельзя. В Берлине Владимир Путин напомнил, что "несколько лет назад" был заключен догов о создании газового консорциума с участием Украины, Германии, Франции, Италии. "Ну и где теперь эти договоренности?" - риторический вопрос невольно вызывал ассоциации с тем договором, который в начале октября собираются в Киеве подписать Виктор Ющенко и Александр Квасьневский - о трубе в обход России. "Совсем недавно наши украинские партнеры проинформировали нас о том, что они считают продолжение этого проекта нецелесообразным", - сообщил Путин. Иными словами, стоит ли доверять таким партнерам, у которых к тому же революционная ситуация перманентная по типу матрешки: одна из другой вылезает.
Варшава, которая уже почувствовала себя едва ли не филиалом Брюсселя в Восточной Европе, была настолько разочарована, что эмоций сдерживать просто не смогла, порой откровенно отождествляя свои интересы с интересами всего ЕС. Газопровод "проходит над головами поляков, и это плохое решение, в том числе с точки зрения Европейского cоюза", - сокрушается Квасьневский. Польская дипломатия немедленно обвинила Россию в том, что она "продолжает осложнять нормальные отношения между нашими двумя народами". То есть, если бы Москва предоставила возможность Польше построить свой газопровод и оттяпать у нее долю на европейском рынке, тогда бы она не осложняла отношений, и они бы сразу стали безоблачными. В таком случае нелогично обвинять Москву в использовании энергетического фактора в разрешении политических вопросов. С логикой после подписания российско-германского соглашения у поляков стало совсем плохо. Марек Белька даже пригрозил "обострением" отношений с Германией, так как Польше "не удалось убедить" немцев, что строительство "газопровода, конкурирующего с уже существующим, проходящим по территории Польши, не будет благом и для них". Не беда, что "обострять" уже некуда, особенно после того, как Варшава поддержала США в Ираке. Не услышали в Брюсселе, не услышали в Берлине...
Впрочем, в отличие от той же Польши, которая открыто нападает на Россию, Россия, заключив соглашение о строительстве Северо-европейского газопровода, сумела доказать, что строит планы не против кого-то, а исключительно во благо, свое собственное и партнеров. Поэтому "а" и "б", как бы они на трубу не лезли, все равно с нее свалятся (упадут, пропадут - не важно), а "и", кто бы что ни говорил, останется. "Дети, которые слушали загадку невнимательно, - пояснил российский президент вдруг ставшую философской притчей считалку, - считают, что между А и Б ничего не осталось. А которые слушали внимательно, говорят: "И осталось"". Значит, поторопились условные единицы А и Б, за которыми легко угадываются Варшава и Киев, Россию со счетов списывать.
Вообще, немедленно последовавшие за встречей Путина и Шредера нападки и критика дали обоим прекрасный шанс насладиться победой и покрасоваться перед телекамерами. Так как эти нападки и критика звучали совершенно беспомощно на фоне тех государственных интересов, защиту которых продемонстрировали два лидера. Шредер на встрече с Путиным выглядел настоящим именинником, которому к тому же прекрасно даются выступления на публике. Он без труда утер нос конкурентам, заявив, что, в отличие от своих оппонентов с их "партийно-политическими проявлениями эгоизма", он, "являясь канцлером", обеспечивает "соблюдение интересов Германии в энергетической области". А эти самые оппоненты лишь пытаются помешать ему "соответствовать германским интересам". Владимир Путин тоже сказал о том, что оставляет за собой право защищать интересы своей страны. "Политика здесь ни при чем", - подчеркнул он. В конце концов, вы же сами хотели с Украиной договариваться в обход России, а мы-то почему вас обойти не можем?
Еще одна волна критики со стороны напряженно следивших за встречей прибалтийских и польских наблюдателей адресована открытой поддержке "иностранным лидером" (то есть Путиным) одного из кандидатов на пост канцлера в преддверии выборов в бундестаг. Заметим, что Ширак не приехал лишь из-за болезни, приковавшей его к постели. Зато в 45-минутном телефонном разговоре прямо с больничной койки он выразил Шредеру свою полную поддержку. Но это не имеет значения. Ведь "кандидатом" Восточной Европы является оппонент Шредера, лидер христианских демократов Ангела Меркель, которая обещала Польше "не позволить России" решать энергетические вопросы через ее (Варшавы) голову. К тому же слова Шредера о защите интересов своих сограждан в связи с заключением газового соглашения с Россией отнюдь не пустые. Увеличение поставок российского газа, которого в Германию уходит 40%, будут способствовать ее экономическому росту. Так что даже в случае своего прихода к власти Меркель вынуждена будет поддержать соглашение о строительстве СЕГ, что, впрочем, не помешает ей продавать тот же газ в Польшу. Как отметила в качестве стороннего наблюдателя французская "Фигаро", "финансовые и энергетические интересы, связывающие Россию и Германию, глубоки и продолжительны. Ведь помимо связей между руководителями, нужно учитывать и тысячи связующих нитей между предприятиями и политиками двух и стран".