«Комсомолка» сравнила, в каком из двух самых популярных проектов более комфортные условия существования и творчества
КАСТИНГ
«Народный артист»: голос хорошо, внешность тоже неплохо
В Минске пробиваться в народные артисты с улицы решились больше трех тысяч человек (в трех странах на кастинги пришло 15 тысяч). Сначала претенденты прошли через сито музыкальных редакторов, те отобрали 50-60 человек, которые предстали перед жюри - Лаймой Вайкуле, Тиграном Кеосаяном, Артуром Гаспаряном и Кимом Брейтбургом. Судьи выбирали не только голос, но и человека в целом – учитывали поведение, артистичность, одежду, прическу, фигуру… После второго тура в Москве из 24 белорусов осталось 10. В финальную десятку вошло только четверо наших, причем у Веры Каретниковой и Тани Казючиц не было музыкального образования, зато отличные внешние данные.
«Фабрика звезд»: за 15 секунд выбирали на слух из хора
Кастинг проходил в Москве, в развлекательном центре «Метелица». Как говорят очевидцы, было ощущение, что все уже решено заранее. Подтвердила это и сама Пугачева в интервью «Комсомолке»: «Я защищала Подольскую. Ее взяли на «Фабрику» в последний момент вместо очень сильной девочки, и все это знали». В каждой «Фабрике» оказывались дети знаменитых родителей.
Прослушивание происходило так: в маленькую комнату, раскаленную от софитов, загоняли по 13 человек. Включали фонограмму, например Агутина и «Отпетых мошенников», и заставляли петь хором. Вдоль ряда конкурсантов ходил преподаватель по вокалу Владимир Коробко и за 15 секунд определял, есть у человека голос или нет. Но даже если проходишь вокальный конкурс, можно вылететь с хореографического – подход там примерно такой же. Но, кстати, так отбирал Владимир Мулявин музыкантов в «Песняры»
читать дальшеБЫТ И ЕДА
«Народный артист»: деньги выбывшего конкурсанта делили на всех
Ребят поселили в гостинице по несколько человек в номере. «Я жила с Паулиной, - вспоминает белоруска Даша Уризченко. – В номере почему-то окно не закрывалось. Так было холодно, я даже в шапке спала! А после моего вылета девчонкам еще больше не повезло – случилась какая-то оказия с туалетом, там все всплыло…» Правда, в гостиницу артисты приходили только спать. Дни в разъездах между студией балета «Мираж», салоном Зверева и теледомом. Теледом – это два павильона недалеко от гостиницы.
Завтрак и ужин ребята добывали сами. «Раз в неделю нам выдавали тысячу рублей на еду, - рассказала Даша Уризченко. – А потом, когда кто-то вылетал, его тысячу делили между всеми и так далее». Горячие обеды привозили прямо в теледом.
По вечерам ребята бежали в маркет в холле гостиницы, закупали еду (алкоголь тоже не запрещался), собирались у кого-нибудь в номере и смотрели по телеку на себя, любимых, - «Дневники «Народного артиста». До конца телешоу между ребятами не было никаких конфликтов, хотя и особой дружбы не сложилось.
Иногда «артисты» жалели, что их не опекают как «фабрикантов». После занятий борьбой капоэйро Руслан Алехно и Вера Каретникова простыли. Руслан лечился сам: «Я ноги парил, нос закапывал, пропотел хорошенько». Вере повезло меньше: «Я пришла в гостиницу, температура 39, горло воспалилось». Московский доктор лечила ее по телефону. К концерту Вере удалось сбить температуру до 37,4. Она вышла на сцену и пела, как могла.
Да и психолога рядом с «народными» не было. А зря. «Когда я выхожу на сцену и чувствую, как остальные меня обсуждают, у меня прямо руки опускаются», - вспоминает Вера Каретникова.
«Фабрика звезд»: контроль даже в туалете
В «Звездном доме» видеокамеры везде, даже в туалете и душе. Это чтобы фабриканты не утворили с собой чего-нибудь. Ежедневно привозили суп (грибной или щи) и какие-нибудь продукты, из которых надо было самим готовить. Но никто из конкурсантов не хотел посвящать себя кухне, так что обходились в основном свежезамороженными блинами, сосисками, яйцами и бутербродами. При таком питании многие начали набирать вес. На холодильнике в «Звездном доме» даже бумажки повесили, где указали параметры (вес и объемы) до того, как пришли на конкурс. И приписочка: прежде чем открыть холодильник, сравните!
Понятно, что когда белоруска Наталья Подольская выиграла «увольнительную», первым делом пошла в японский ресторан.
СВОБОДА
«Народный артист»: личная жизнь личное дело каждого
Рабочие дни у ребят были безразмерные. В субботу они разбирали новые песни, в воскресенье начинались мастер-классы по хореографии. Потом подбор образа с Лаймой и ее визажистом, прически у Зверева, снова танцы. Во вторник генеральная репетиция, в среду – запись концерта…
Раз в неделю ребят развлекали: киностудия к Тиграну Кеосаяну, караоке-бар, даже в гости к «фабрикантам» и на концерт Игоря Крутого в Кремль. Там «артистам» разрешили потусоваться за кулисами с Лаймой Вайкуле, Алсу, Кристиной Орбакайте, Винокуром и Лещенко.
Больше всех повезло Руслану Алехно. Его девушка Ира приехала в Москву вместе с ним, парочка сняла в столице квартиру. Так что при каждом удобном случае Руслан сбегал из гостиницы к любимой.
В теледоме «артисты» ни шагу не могли ступить без телекамер. «Мы были заняты целый день, - рассказывала Таня Казючиц. – И все время нас снимали. Я просто в шоке от этого была. Думаю, ой, как скажу сейчас. Что-то в этом было от передачи «За стеклом»... «И при этом тебя как будто провоцируют, подкалывают, чтобы ты реагировал, был смех или слезы, - заметила певица Корриана (прошла в 30-ку лучших). – Они сказали, что ищут “изюм”, искру в человеке».
Звонить по своему мобильнику, писать SMS-ки родным ребята могли в любое время. А со студии, во время репетиций, «артистам» разрешали звонить куда угодно за счет программы. Такое общение с родными помогало: «В лицо мне другие артисты могли говорить одно, а в дневниках видишь другое, - рассказала Даша Уризченко. – А я в облаках летаю, наивная провинциальная девочка…
«Фабрика звезд»: на телефонный звонок – 1 минута в сутки
Свобода передвижения ограничена рамками «Звездного дома». «Увольнительная» на день считалась одним из самых желанных призов.
Ни интернета, ни телевидения, ни радио, ни газет в «Звездном доме» нет. Вся переписка проходит цензуру - редактор смотрит, нет ли в письме чего-то «такого». Когда письма приходят от родных, редактор решает, нет ли там чего такого, что может вывести конкурсанта из равновесия. На общение с родными по телефону отведена одна минута в сутки. Фабрикантам запрещено обсуждать эфиры и «перемывать косточки» друг другу.
Еще можно было хоть каждый день приносить «фабрикантам» передачи – но принцип такой же, как в тюрьме. Администратор записывает все, что тебе принесли: зубную пасту, шампунь, мыло. Еду проверяет врач.
По субботам «фабрикантов» на день вывозили в дом отдыха. Там они обедали, чаи гоняли, откармливались полноценными обедами. Пару часов сауна, плюс прогулки на свежем воздухе и без камер слежения.
ВЫСТУПЛЕНИЯ
«Народный артист»: Все поют в живую!
А в этом году живой была и музыка – артистам подыгрывал оркестр. Всех участников попросили взять с собой плейер – чтобы быстро выучить песню. Именно плейер сыграл роковую роль в судьбе Даши Уризченко: «Я забыла дома плейер. А попросить было неудобно, другим ведь тоже надо… Надо в туалете закрываться и орать свои песни, и чихать на всех!».
Выступали артисты на сцене перед аудиторией человек в 500-600. Причем если иногда бывали неполадки с техникой, второго дубля не было. Своих песен на конкурсе не было – перепевали старые хиты. Приходилось петь даже то, что категорически не нравится, «не твое». И только в конце конкурса Ким Брейтбург написал несколько песен под конкурсантов. Руслану Алехно досталось две композиции -«Необыкновенная» и «Да здравствует сцена!».
«Фабрика звезд»: только под фонограмму, но можно петь свое
Первая «фабрика» была частично живьем. От этого отказались якобы потому, что звезды, которые выступали с полуфабрикантами, категорически отказывались петь живьем. В основном исполнялись известные хиты – но если у «фабриканта» был свой репертуар, как, например у Подольской, можно было петь и свои композиции.
ПЕДАГОГИ И СУДЬИ
«Народный артист»: советы могли быть противоречивыми
Главная ценность подобных конкурсов – общение со звездами, мастер-классы. “Артисты” учились правильно двигаться, одеваться, подбирать “под себя” одежду. Это, кстати, лучше всего видно по победителю. Критичный Тигран Кеосаян сказал Руслану Алехно, что он «самый обучаемый, все поглощаешь, как губка!»
Танцевать ребят учил балет «Мираж» - сессионные танцоры, которые работали с Жанной Фриске, Дмитрием Маликовым. Петь – педагоги по вокалу. Правда, и тут не обошлось без противоречий: «Меня постриг Сергей Зверев со словами «у тебя ужасная прическа», - вспоминает Нилс. – А перед концертом стилист Лаймы мне сказал: «и зачем тебя постригли, была такая классная спортивная прическа».
«Там очень большая съемочная группа, да и вообще много людей, музыкальные редакторы. Все мне давали противоречивые советы! При этом безумно трудно оставаться самой собой, - жалуется Даша Узриченко.
«На последнем концерте я была готова к любым «комплиментам», всю неделю мне давали понять, что я нежелательный участник, - рассказала Таня Казючиц, приехав в Минск. – Меня игнорировали, на репетициях делали только один прогон». «C тобой говорят как с «музыкальным продуктом», а не с человеком, - вспоминает Нилс, участник 30-ки лучших. – И если ты прошел дальше – все, завоевал уважение. Если нет – до свидания».
Зато Лайма Вайкуле помогала всем и всегда: «Она сразу поняла все достоинства и недостатки моей фигуры, - призналась Вера Каретникова. Она сказала, что мне нужно надевать и юбку, и брюки, и я уже даже в магазин так бегаю».
«Фабрика звезд»: учили записывать фанеру
Наташа Подольская говорила, что ради мастер-классов Аллы Борисовны стоит терпеть все неудобства «Фабрики». Для юных исполнителей это вообще единственный шанс быть замеченным воротилами шоу-бизнеса. Вот они и стараются изо всех сил. Не сложно заметить, как меняются исполнители – ведь над их имиджем работает Александр Шевчук, а вокалом занимается Владимир Коробка, который работает со звездами эстрады уже 22 года! Но в «Звездном доме» полуфабрикантов учили не столько петь, сколько напевать песню по слогам на фонограмму и попадать в «фанеру» на сцене.
КОНТРАКТ
«Народный артист»: подпись поставит только победитель
Контракт на два года подписан только с Русланом Алехно. А с финалистами прошлого года договор заключили сразу с десяткой, причем на семь лет. Фирма FBA-music, которой владеют Ким Брейтбург и Евгений Фридлянд, поможет Руслану записать сольный альбом и снять клип, обеспечит ротации на телевидении и радио, гастроли. Остальные из пятерки финалистов работают просто за гонорар, будут ли они нужны после «народного тура» по России, Украине и Беларуси - еще не известно.
А о второй пятерке финальной 10-ки никто так и не вспоминал. Вылетевшие из шоу должны были покинуть гостиницу на следующий же день. Даже на поезд никого не провожали и тут же забывали. Даша Уризченко сама приезжала в Москву, жила в «Звездной» у друзей-финалистов, спала на чужой кровати. Не пригласили ее даже на финальный концерт.
Будет ли в ближайшее время «Народный артист-3» пока не известно, все решится ближе к лету. Но, судя по телерейтингам проекта, шоу должно продолжаться!
«Фабрика звезд»: контракт как оплата за раскрутку
Контракт с Первым каналом заключается на семь лет. За бешеную популярность, которую «надувают» телевизионщики участникам шоу, приходится платить: артист должен отработать несколько туров по городам и весям. В Москву «фабриканты» заглядывают примерно раз в два месяца – а так каждый день новый город и новый концерт. Платят скромно – от 100 до 150 долларов. Уже через полгода многие участники «фабрик» мечтают, чтобы их перестали ассоциировать с проектом.
Говорят, что открытие «Фабрики звезд-6» планируется уже в марте 2005 года. Его участниками станут «фабриканты» с прошлых фабрик и новички.