Е.ВОЛИСОВА (ТК "Сети-НН", Нижний Новгород): Владимир Владимирович, Вы не считаете, что Ваши последние инициативы по назначению губернаторов и по увеличению численности партий каким-то образом немного снижают уровень демократии в стране и снижают возможность людей участвовать в демократических преобразованиях?
В.ПУТИН: Что касается уровня развития демократии в стране. Ведь демократия . это, как известно, власть народа. В свое время она применялась в Древней Руси в прямом ее варианте (и в древнем Новгороде, и во Пскове). Это так называемое народное вече, когда народ весь собирается на площади и решает прямо на месте ключевые вопросы своей жизни. Но сегодня мы не можем собрать 145-миллионный российский народ, и кто громче крикнет . тот и прав. Так было на новгородском вече. Сегодня это невозможно.
Каждая страна выбирает наиболее оптимальный для себя путь развития, в том числе организацию своей политической системы, но таким образом, чтобы народ имел возможность влиять на принимаемые решения. Давайте прямо скажем: сегодня, когда губернатор напрямую избирается, он что, так уж зависим от избравшего его населения? Да, ему нужно идти на выборы, он, конечно, должен об этом думать. Но при современных избирательных технологиях, к сожалению, и у нас в стране, и во многих других местах, в общем, не очень эффективно работает эта система. А вот как обеспечить ситуацию, при которой глава региона, как я уже говорил, в том числе и здесь сегодня, был бы чувствителен к региональным проблемам, но кровно связан с общегосударственными интересами, . это задача непростая.
Мне представляется, что с учетом огромной территории Российской Федерации, огромного количества проживающих народов и этносов на нашей территории со своим укладом жизни, со своими политическими традициями, с большой очень, к сожалению, угрозой терроризма и дезинтеграции . в современных условиях это очень оптимальное решение.
Вы знаете, у нас ведь, допустим, в Дагестане десятилетиями сложилась ситуация и практика . а там проживает на два миллиона населения свыше 33 этносов, из них четыре или пять титульными считаются, основными, . при которой если представитель одного народа . глава республики, то представитель другого народа обязательно должен быть главой правительства, а представитель третьего этноса обязательно должен возглавлять парламент. Там люди даже отслеживают, представители какого народа, какого этноса занимают должности на первый взгляд второстепенные: начальников управлений и департаментов. Это примерно то, что мы имеем в Ливане. Но так сложилось десятилетиями там, и по-другому эта система вряд ли будет эффективно работать, потому что иначе люди, представители того или иного народа, будут чувствовать себя ущемленными и отодвинутыми от власти. Но мы не можем в одном субъекте Федерации выработать одну систему власти и управления, а в другой . другую, у нас должна быть единая для всех. И! еще раз повторю: считаю, что предлагаемая система, когда депутаты местных законодательных органов власти, избранные прямым тайным голосованием всего населения региона, будут голосовать за предложенного Президентом России губернатора, она с точки зрения территории и большой многоукладности и большого количества этносов, проживающих в России, является оптимальной и не нарушает принципов демократии. Тем более не нарушает основополагающих принципов демократии, заложенных в Конституции Российской Федерации.
читать дальшеН.ГОРБУНОВА (РИА "Новости"
: Продолжение вопроса коллеги. На прошлой пресс-конференции Вы говорили, что одна из проблем России . это малое количество настоящих современных руководителей. Каково сейчас состояние дел в этом вопросе, какова скамейка запасных, где вы, власть, возьмете 89 высокопрофессиональных честных руководителей?
В.ПУТИН: Сейчас-то взяли откуда-то, они же есть. Здесь, конечно, существует определенная опасность, на которую Вы справедливо обратили внимание: не будет ли это чрезмерно забюрокрачено и не превратятся ли какие-то московские структуры в такие инстанции, которые просто по факту будут выдвигать малоприемлемых и ненужных для региона, а может, и вредных руководителей. Но я как раз исхожу из того, что предлагаемые кандидаты должны пройти через голосование в местных парламентах. Это все-таки горнило достаточно серьезное. Я не могу ручаться исключительно за все законодательные органы власти в стране регионального характера и регионального уровня, но я очень многие знаю, там "на дурачка" не проскочишь. Если человек неприемлемый, депутаты не проголосуют ни за что.
Поэтому нам, конечно, нужно выработать это, по сути, собственного говоря, формирование через систему выборщиков, которые сами, в свою очередь, избраны прямым тайным голосованием населением. Поэтому роль и значение региональных парламентов, конечно же, будет существенно повышаться в связи с этим. Но что касается поиска нужных людей в целом по стране, то хочу вам сказать, что после смены Правительства из 83 чиновников высшего уровня правительственного переназначено на свои должности было, по-моему, только 38. Все-таки нашли откуда-то? Мне кажется, что если мы будем внедрять систему конкурсного отбора, другие современные системы поиска и подготовки кадров, то мы, безусловно, в такой богатой талантами стране, как Россия, конечно же, найдем хорошо подготовленных профессионально, порядочных лично и патриотически настроенных людей. Их в стране достаточно.
А.БАРЩЕВСКАЯ (ТВЦ): 150 лет назад великий русский писатель писал о двух бедах российских: дураках и дорогах. Но я Вас не спрашиваю, как мы справились с этими бедами. По-моему, в России есть еще одна величайшая беда . коррупция. Этот вопрос, наверное, может быть, в продолжение того, что Вы говорили выше. А как Вы видите, как можно справиться с этой тяжелейшей бедой нашей?
В.ПУТИН: Первое и самое главное, конечно: нужно уходить государству из экономики там, где его присутствие абсолютно необоснованно, где чиновники снимают так называемую ренту статусную, то есть получают просто деньги в карман за факт своего существования, мешают развитию малого и среднего бизнеса и так далее, и тому подобное. Конечно, это достаточно сложная задача, имея в виду, что у нас в стране . в стране, которая существовала как плановая экономика, все решалось на уровне чиновничества. Но без этого не обойтись. Конечно, сопровождать эти фундаментальные изменения должны и соответствующие изменения в правоохранительной сфере, в подборе кадров, о котором мы только что говорили, в повышении уровня благосостояния чиновников, с тем чтобы они дорожили своим служебным местом.
Вы знаете, мы повысили серьезно заработную плату высшему, так скажем, чиновничьему руководящему составу. Я знаю, что была и есть критика по этому поводу, но думаю, что вы со мною согласитесь: невозможно, если человек получает какую-то очень низкую заработную плату, а "ворочает" при этом миллиардами государственных средств. Это ненормальная ситуация, если от решения того или другого человека зависит благополучие, а может быть, и судьба миллионов людей, то нельзя допустить, чтобы сам человек, который выполняет такие важнейшие для общества функции, получал какие-то нищенские деньги. В этой связи полагаю, что наше решение было правильным, но, разумеется, это должно распространяться и на весь чиновничий аппарат, в том числе и до муниципалитетов.
Вот весь этот комплекс вопросов, в том числе связанных с усилением, может быть, уголовного преследования, хотя здесь должны быть определенные границы, их нельзя переходить тоже, . вот все это вместе, в комплексе, плюс создание обстановки нетерпимости в обществе к проявлениям подобного рода, все это вместе и должно дать положительный эффект.
А.ЦИОЛИОС (греческое ТВ "Мега-Ченел"
: Владимир Владимирович, Вы недавно встречались и с греческим, и с турецким премьер-министрами и, наверное, обсуждали кипрский вопрос. Как Вы относитесь к тем утверждениям, что Россия не будет больше накладывать вето в Совете Безопасности ООН по кипрскому вопросу, несмотря на то что большинство киприотов против конкретного плана Генерального секретаря? И многие объясняют это тем, что у вас развиваются очень хорошо экономические отношения с Турцией. Хотелось бы понять, меняется ли российская позиция в этом ключе? Возможно ли это?
В.ПУТИН: Есть прежде всего один путь, который, мне кажется, снимет всякие озабоченности: давайте будем также активно развивать экономические отношения с Грецией. И тогда обоснования подобного рода, озабоченности подобного рода исчезнут.
Вы знаете, что в текущем году почти два миллиона, я могу ошибиться, но где-то около двух миллионов российских туристов посетили Турцию. Это приличное уже достаточно число. Мы по количеству туристов уверенно занимаем сейчас в Турции второе место после Федеративной Республики Германии, а может быть, уже и на первое выходим. Это серьезная отрасль экономики в Турции. А почему так возникло, почему так получилось? Да потому что Турция ввела нормальный человеческий визовый режим для российских туристов. Я сам им пользовался когда-то, лет восемь или десять назад. Приехал на границу, шлеп . поставили какую-то штампульку в паспорт, даже не спросили, куда иду. Десять долларов заплатил за нее и пошел. Поселился в гостинице и две недели прожил. Но в Грецию же въехать невозможно или, во всяком случае, очень сложно. Но это же не мы виноваты.
С Грецией у нас очень хорошие отношения, но нам нужно к уровню политических контактов подтащить наши экономические связи. У нас развивается с Грецией военно-техническое сотрудничество так, как оно не развивается с другой страной НАТО . с Турцией. Это тоже свидетельствует об особом доверительном характере наших отношений. Мы не намерены его сворачивать либо снижать его уровень, но объем, скажем, портфеля заказов в строительном секторе российской экономики турецких . 12.14 млрд долларов. А греки где? Кто мешает работать активно на российском рынке? Мы будем только приветствовать и всячески поддерживать развитие наших экономических отношений, и полагаю, что должны действовать не по направлению снижения уровня нашего экономического взаимодействия с Турцией, а по направлению расширения наших экономических связей с Грецией. Это первое.
Второе . что касается кипрского вопроса. Мы всегда исходили из того, что только сами киприоты, как греки-киприоты, так и турки-киприоты, могут определить свою судьбу. Мы действительно наложили вето в Совете Безопасности в ходе известного и упомянутого Вами голосования, сделали это исходя из того, чтобы исключить всяческое давление при референдуме. Сегодня мы поддерживаем план Кофи Аннана по Кипру. Полагаем, что у греческой части появились и другие инструменты, они сегодня приняты в Евросоюз, а Турция только собирается туда вступить. Это тоже дополнительные инструменты в руках греческой части острова для того, чтобы решать все назревшие там острые опросы. Но повторяю и хочу это подчеркнуть особо: так же, как и в других конфликтных точках, в том числе и на постсоветском пространстве, мы исходим из того, что эти проблемы должны решаться самими людьми, которые проживают на этой территории, и в интересах всех, кто там проживает.
А.ЖЕСТКОВ: Владимир Владимирович, Вам часто задают вопрос о свободе слова в России. Как Вы относитесь к попыткам регулировать Интернет в нашей стране? И вообще, как Вы считаете, есть ли проблема свободы слова в России или ее нет? И если есть, где этих проблем больше . в столице или в регионах?
В.ПУТИН: В известном фильме, в итальянском, у главных героев есть такая фраза: "Настоящий мужчина всегда должен пытаться, настоящая девушка . всегда сопротивляться". То же самое происходит в сфере свободы средств массовой информации и власти. Власть всегда пытается обеспечить свои интересы, уменьшить количество критики в свой адрес и так далее, а пресса и средства массовой информации всегда отыскивают все, что только можно отыскать, для того чтобы обратить внимание властей и общества на какие-то ошибки действующей власти.
Это, собственно говоря, составляет одну из фундаментальных основ демократического общества. В этом смысле мы не лучше и не хуже других стран. Для нас проблема заключается не в политической составляющей, а в экономической.
Повторю еще раз. На мой взгляд, перед нами стоит необходимость и задача обеспечить экономическую базу независимости средств массовой информации. По этому пути нам нужно двигаться.
Что касается Интернета. Мы знаем, это тоже не только наша проблема. Возьмите проблему педофилии в Интернете в западноевропейских странах, другие криминальные проявления. Но одно дело . криминальные проявления, а другое дело . свобода распространения информации. Мне бы очень не хотелось, чтобы под предлогом борьбы с криминалом мы сделали бы какие-то шаги, которые бы ограничили свободу распространения информации в Интернете. Это самый демократический способ распространения информации. Нравится, не нравится, но ты все равно прочитаешь то, что о тебе люди думают. А если ты умный человек, ты всегда поймешь, насколько то или иное мнение является доминирующим.
Поэтому я бы к возможности ограничения распространения информации в Интернете отнесся бы очень аккуратно.
М.ВОЛКОВА ("Российская газета"
: Владимир Владимирович, у меня к Вам два вопроса.
В своем первом президентском послании Вы говорили об угрозе развала России и в качестве меры предложили федеративную реформу и изменили порядок формирования Совета Федерации, отправив губернаторов на места.
В начале второго срока Вы снова говорили об угрозе развала России, о ее еще большем усилении. Означает ли это, что курс, который Вы проводили в течение пяти лет, себя не слишком оправдал?
И второй вопрос. Многие эксперты, анализируя Ваши предложения от 13 сентября, говорили, что они носят несколько незаконченный характер. А вот изменение порядка формирования региональной власти . это самодостаточная мера или же, может быть, это первый шаг на пути к созданию унитарного государства? Спасибо.
В.ПУТИН: Начну с последней части.
Я не думаю, что мы должны переходить к унитарному государству, тем более . к унитарному государству советского типа. Это не создаст необходимых благоприятных условий для развития экономики и ограничит возможности общества в контроле за действующей властью. Думаю, что это было бы избыточным. Это первое.
Второе. Совет Федерации, его формирование, угроза дезорганизации государства . я думаю, что мы, к сожалению, пока из этой стадии не вышли, из этой опасной зоны. У нас многое еще сделано "на живую нитку", как говорят в народе. И, безусловно, предложения, связанные с изменением порядка формирования региональной исполнительной власти, направлены на то, чтобы создать более устойчивую ситуацию с точки зрения сохранения российской государственности. Конечно, это так.
Что касается Совета Федерации, почему были приняты тогда определенные решения и что планируется сейчас с точки зрения формирования Совета Федерации. Напомню, что региональные руководители у нас были полноценными депутатами российского парламента. Что это означает на практике? На мой взгляд, это означает полное смешение двух ветвей власти: исполнительной и законодательной. Это привело к тому, что руководители такого высокого ранга, в руках которых была сосредоточена и вся политическая власть в регионе, и вся экономическая власть в регионе, одновременно являясь депутатами парламента страны, пользовались в полном объеме и неприкосновенностью как депутаты. Ничего хорошего с точки зрения чистоты принимаемых и исполняемых решений я в этом не видел. Наоборот, видел в этом определенную угрозу для страны и для общества, поэтому и вышел тогда с известным предложением: изменить порядок формирования верхней палаты парламента. Подавляющее большинство региональных руководителей совершенно! неожиданно для всех поддержало это предложение, потому что понимало, что они вошли в достаточно опасную зону критики на основании тех соображений, которые я только что обозначил.
Если мы сегодня перейдем к другой системе назначения и формирования исполнительных органов власти в регионе, то есть если Президент, надо сказать прямо, будет иметь большее влияние на формирование регионального исполнительного органа власти, то . считаю обоснованным и сейчас хочу обратить ваше внимание на одно обстоятельство, о котором мы раньше как бы подробно ни говорили, . изменение порядка формирования Думы по партийным спискам связано с желанием, со стремлением сбалансировать политическую систему в стране и обеспечить полнокровное развитие независимости исполнительной и представительной ветвей власти. Почему? Потому что не секрет, что сегодня в России люди, избирающиеся в Государственную Думу по одномандатным округам, самостоятельно либо без поддержки каких-то экономических кланов, либо без поддержки губернатора избираться, как правило, не могут. Это правда же, все знают.
Но если Президент приобретает больше влияния на назначение губернаторов, на избрание губернаторов, то тогда Президента нужно ограничить в его возможности через губернаторов влиять на формирование 50 процентов парламента страны. И я полагаю, что это элемент балансировки политической системы. Если это произойдет, а ничто не мешает тому, чтобы мы это сделали, законы приняты, то мы обеспечим безусловное требование Конституции Российской Федерации, которая предусматривает единую систему исполнительной власти в стране.
И в этом случае мы тогда действительно можем говорить о так называемом расширенном правительстве. Если это так, то, скажем, для главы государства, для действующего, для будущих глав государства России что министр федерального правительства, что губернатор . в этом смысле большой разницы не будет. И я полагаю, что при, скажем, решении такого вопроса, важнейшего вопроса для регионов, как принятие бюджета и других вопросов подобного рода, вполне можно было бы найти способ, при котором губернаторы, руководители республик в составе Российской Федерации принимали бы гораздо большее участие, прямое участие. Как это сделать? Это нужно поговорить с самими руководителями регионов, поговорить с юристами. Во всяком случае, мы можем найти решение и по этому направлению.
Поэтому никаких противоречий между тем, что было сделано четыре года назад, и тем, что сейчас происходит, нет. Это развитие нашей политической системы, поиск наиболее оптимальных ее вариантов. При этом члены Совета Федерации, работающие на постоянной основе, конечно, в таком качестве и должны работать дальше.
В.САНФИРОВ (радиостанция "Маяк"
: Владимир Владимирович, Вы в этом году побывали с визитами в Латинской Америке, Индии, Китае и практически везде критиковали позицию Вашингтона по строительству однополярного мира. Я даже приведу Ваши слова, Вы в Дели их сказали в начале этого месяца: "Представляются крайне опасными попытки перестроить созданную Богом многоликую современную цивилизацию по казарменным принципам однополярного мира".
В связи с этим вопрос: что делает Россия, какие шаги предпринимает, чтобы построить многополярный мир? Встречаете ли Вы взаимопонимание у своих зарубежных коллег?
В.ПУТИН: Да, конечно, мы с удовлетворением констатируем, что подавляющее большинство участников международного общения придерживается теории многополярного мира. Мы считаем, что международные отношения будущего должны быть демократическими с учетом интересов всех участников международного общения и на базе принципов международного права.
Такое понимание и консолидированная позиция есть у очень многих наших партнеров, я бы сказал, у подавляющего большинства, практически почти у всех.
Д.РАЕД (газета "Аль-Хаят"
: Господин Президент, на Ваш взгляд, как развиваются отношения между Россией и Ираком на фоне недавнего визита премьер-министра? И думаете ли, что ожидаемые выборы в Ираке послужат нормализации обстановки?
Спасибо.
В.ПУТИН: Отношения развиваются неплохо. Вы знаете, что у нас с Ираком традиционные и давние отношения. Многие наши компании традиционно присутствуют на иракском рынке . и в энергетике, и в машиностроении . и работали вплоть до самого последнего времени, вплоть до резкого обострения ситуации в Ираке. Наши компании готовы вернуться туда в любую секунду, как только будут созданы условия, обеспечивающие безопасность сотрудников.
Вы знаете, что Россия пошла на беспрецедентное списание иракских долгов, хотя мы полагаем, что Ирак, конечно, в состоянии сам расплатиться по этим долгам. Ирак не бедная страна, не относится к числу стран-"хипиков", то есть к числу слабо развитых в экономическом отношении стран. Ирак . это страна со средним экономическим развитием. Но мы согласились с нашими партнерами и пошли навстречу их пожеланиям и пожеланиям самого иракского руководства, имея в виду уникальную и, к сожалению, неблагоприятно развивающуюся ситуацию в Ираке, связанную с продолжением боевых действий и со страданиями иракского народа. Мы при вступлении в Парижский клуб дали согласие на списание таким странам где-то до 60 процентов, плюс сейчас еще согласились в рамках Парижского клуба списать (как и все другие) из остатка, имеющегося у нас, 80 процентов, таким образом, общее списание где-то приблизилось к 92.93 процентам.
Что касается выборов, то у меня большие сомнения по поводу того, можно ли обеспечить демократичность этих выборов в условиях полной оккупации иностранными войсками. Но в целом мы приветствуем стремление всех участников политического процесса в Ираке к политической нормализации и исходим из того, что если условия будут созданы, хотя бы боевых действий там не будет активных, то любые политические процессы пойдут на пользу.
О.СОЛОМОНОВА (газета "Труд"
: Скажите, пожалуйста, здесь про вчерашнее совещание в Правительстве уже говорили, там интересная очень была ситуация, когда сказали про то, что не нашли ответа на то, что могут увеличить, удвоить ВВП.
В.ПУТИН: Найдут.
О.СОЛОМОНОВА: Что найдут?
В.ПУТИН: Найдут ответы. Найдут, конечно.
О.СОЛОМОНОВА: Найдут ответы? Но ведь в принципе есть же уже совершенно испытанные способы в других странах, которые преуспели в экономическом развитии за счет высоких технологий. И Вы говорите постоянно о том, что нужно внедрять высокие технологии, но и способ стимулирования тоже существует, уже опробованный, испытанный во всех других странах. Это снижение налогового бремени в перспективных отраслях, там, где очень высокие технологии наиболее перспективны. Что мешает нашему Правительству воспользоваться уже испытанным международным опытом, как Вы думаете?
В.ПУТИН: Я думаю, что нашему Правительству мешает воспользоваться международным испытанным опытом наш собственный опыт последних лет, когда предоставление тех или иных налоговых преференций оборачивалось многомиллиардными убытками для российской экономики и бюджета, когда эти преференции использовались с большими нарушениями и в групповых интересах, а не в интересах развития тех или иных отраслей экономики. Вот этот негативный опыт . он и мешает.
Вместе с тем я полагаю, что Правительство и дальше будет делать все для того, чтобы придать экономике Российской Федерации более инновационный характер. Мы, я уже говорил, и вы это знаете, немножко перенастроили налоговую систему в пользу перерабатывающих отраслей и будем делать это и дальше. Активно обсуждается вопрос до сих пор создания высокотехнологичных зон. В производствах подобного рода одной из основных налоговых составляющих является единый социальный налог, потому что деньги, которые то или иное предприятие тратит на рабочую силу, они являются основной составляющей и расходов. Снижение ЕСН в целом значительное, но для IT-предприятий, предприятий, работающих в сфере высоких технологий, может быть, даже недостаточно. Поэтому, я полагаю, Правительство все-таки должно пойти на решение по дальнейшему серьезному снижению ЕСН для предприятий, работающих в высокотехнологичных сферах, во всяком случае, на создание высокотехнологичных, особых зон . при понимании того, что бу! дут созданы все необходимые условия для того, чтобы избежать злоупотреблений. Это первое.
Второе: могут и должны быть приняты решения, связанные с созданием необходимых условий для улучшения экономической деятельности предприятий, работающих в сфере НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Такие решения сейчас прорабатываются, готовятся, и надеюсь, они будут в самое ближайшее время приняты.
Б.НИСНЕВИЧ ("Калининградская правда"
: Со мной задает вопрос и телекомпания "Дюна". Какие, на Ваш взгляд, еще проблемы предстоит решить во взаимоотношениях с Европейским союзом, в том числе по Калининградской области? Еще вопрос такой, подвопрос. Понимаете, есть еще проблемы, которые связаны и с федеральным центром. С 2001 года, тогда, Вы помните, Вы дали поручение Совбезу по поводу федеральной политики в отношении Калининградской области. Потом Государственная Дума принимала решение такого характера, что нужна такая политика, затем Совет Федерации. Но документа до сих пор никакого нет. Возможен ли такой документ, который стал бы основой для дальнейших законодательных действий?
И последнее. Мы очень ждем Вас на 750-летие города, желательно с господином Шрeдером и, возможно, с президентами Литвы и Польши.
В.ПУТИН: Я думаю, что отметить 750-летие Кенигсберга-Калининграда нужно. И мы обязательно это сделаем. Вопрос, в каком формате и с участием каких гостей, пока остается открытым. Но чем шире будет представительство, тем, я думаю, лучше.
Что касается развития Калининграда как анклавного региона, имея в виду особенности анклавности, то, на мой взгляд, в выработке возможно более эффективных форм развития региона мы не должны останавливаться. И Правительство, несмотря на все сложности, связанные с той проблемой, о которой я уже говорил, а именно со злоупотреблениями в сфере преференций, все-таки должно думать о том, как регион, имея в виду его особое положение, развивать. Это второе.
Третье . по поводу наших отношений с Евросоюзом по калининградской проблеме. По основной проблеме, связанной с пассажирским потоком, в целом . не окончательно, но в целом все-таки . параметры выработаны с Евросоюзом. Мы в общем удовлетворены.
Что касается грузового транзита, то здесь еще очень много проблем. Наши коллеги ссылаются на то, что, несмотря на новый режим транзита, товарооборот, оборот грузов, точнее, растет, это действительно так. Но если бы не было известных ограничений, может быть, . и скорее всего . он вырос бы еще больше. И это нас, конечно, огорчает, потому что в увеличении товарооборота и количества грузов заинтересованы как мы, так и наши соседи.
Сейчас, допустим, наше Министерство транспорта подписало с немецкими коллегами документ о создании совместного предприятия по железнодорожным перевозкам. У нас в стране железнодорожным транспортом перевозится примерно 70 процентов грузов, а в Германии . только два процента. Конечно, немецкие железные дороги заинтересованы в том, чтобы количество перевозимого груза по их территории увеличилось, это экономически выгодно. Но подобные "узкие горлышки" в нашем сотрудничестве в этой сфере должны быть ликвидированы. Для их сохранения нет никаких объективных обстоятельств.
Мы обсуждали проблему пассажирского транзита. Вы, как жители Калининграда, наверняка знаете: одна из озабоченностей, которую нам высказывали наши литовские партнеры, заключалась в том, что может возникнуть большой поток беженцев и нелегальных иммигрантов. Мы проанализировали за 2003 и 2002 год, сколько там было нелегальных этих беженцев, с поездов между, скажем, Петербургом или Москвой и Калининградом через Литву. Я уже не помню в абсолютных цифрах, но, по-моему, где-то до 50. Всего 37? Ну вот 37, правильно. И подавляющее большинство из них . пакистанцы. Они сошли с этого поезда в Вильнюсе, где поезд делает остановку по просьбе литовской стороны. Ну давайте он не будет там останавливаться, если вы не хотите.
Мы и дальше будем вести диалог с нашими партнерами и в Литве, и в Евросоюзе в целом, в Брюсселе. По предложению господина Баррозу, нового Председателя Комиссии европейских сообществ, мы договорились о создании специального рабочего механизма, от чего раньше наши европейские коллеги уклонялись, но теперь они вышли сами с этой инициативой. Видимо, понимая, что без того, чтобы сосредоточить внимание на этой проблеме, нам ее не решить. Мы приветствуем такое предложение и будем настойчиво работать над решениями всех вопросов в комплексе.
Е.БОБРОВА (газета "Жизнь", Москва): Вот хотелось бы поздравить всех с наступающим Новым годом, и может быть, немножко разрядить обстановку, спросить, какие у Вас в семье традиции и как Вы отмечаете Новый год, и чем Вам пришлось пожертвовать, какими традициями, став Президентом? Что изменилось в этом?
Спасибо.
В.ПУТИН: Я лучше не буду говорить о жертвах. А традиции мало чем отличаются от средней российской семьи. Мы дома обычно Новый год встречаем. Дети сейчас подросли, они хотят встречать с друзьями, мы им не препятствуем. Так что если кто-то из них будет дома . значит, будем все вместе. Если кого-то не будет . значит, будем с женой вместе.
И.ВОЛКОВА (газета "Новое слово"
: С 1 января 2005 года вступает в силу так называемый закон о монетизации льгот, скажем так, очень бурно воспринятый в регионах. У льготников очень неоднозначное отношение к этой реформе. И, в частности, я хотела бы сделать акцент на северянах. Естественно, их особенно волнует сохранность, судьба северных компенсаций и гарантий. Сейчас готовятся проекты федеральных законов о районировании Севера и новая редакция закона о гарантиях и компенсациях лицам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В этой связи у меня, Владимир Владимирович, к Вам вопрос. Что день грядущий готовит жителям суровых северных территорий? Будут ли сохранены северные льготы в том объеме, в котором они есть сегодня, или же они будут существенно пересмотрены?
И буквально одна маленькая реплика. Все Вас зовут в гости, приезжайте к нам тоже.
В.ПУТИН: Спасибо. Холодно у вас.
И.ВОЛКОВА: Ну и что?
В.ПУТИН: Сколько в Якутии сейчас? В некоторых городах Якутии минус 45. 52? Ужас. Я тем не менее, когда нужно, всегда приезжаю, в том числе и на Севере был неоднократно, намерен делать это и в будущем.
Что касается того важного комплекса вопросов, которого Вы сейчас коснулись, . монетизации льгот. Конечно, я понимаю людей, они настороженно относятся к этим предложениям Правительства, потому что очень часто государство людей подводило, говорило одно, а делало другое либо совсем ничего не делало. Но сохранять прежнюю систему льготирования людей, которые нуждаются в поддержке государства, тоже было уже нецелесообразно, потому что средства выделялись большие, но до людей в значительной степени не доходили. И потом очень много чего государство пообещало, на самом деле не происходило.
Возьмем только лекарственное обеспечение. Система была какая? Деньги из региональных бюджетов, через региональные бюджеты из федерального направлялись часто напрямую по различным каналам и различными способами фармацевтическим компаниям, а точнее, тем, которые занимались куплей-продажей лекарств. А люди по бесплатным рецептам нужных лекарств, как правило, не могли получить.
На практике что происходило? Приходит пожилой человек в аптеку, приносит бесплатный рецепт, ему говорят: нет, по бесплатному рецепту мы вам дать не можем. Нет по бесплатному рецепту, а за деньги . есть. Деньги человек платит, но рецепт, говорят ему, вы все равно оставьте. При такой системе сколько туда ни направляй денег, всегда будет мало, потому что больше половины украдут. В рыночной системе прежние способы распределения, поддержки государства стали работать неэффективно. Вот в этом все дело.
Я хочу обратить ваше внимание на то, что таких больших средств, я бы сказал, огромных средств на поддержку слабо обеспеченных слоев населения и льготников государство до сих пор никогда не выделяло. Федеральный бюджет в шесть раз, не на 20 процентов, не на 30, не на 40, не на 50, в шесть раз повысит свои расходы на эти цели. И при этом до 2006 года по основным параметрам . по лекарственному обеспечению, по проезду на пригородном транспорте, по санаторно-курортному лечению . фактически для потребителей этих льгот они будут сохранены в натуральном выражении. Почему? Потому что если человек получает определенные деньги, а потом из этих средств добровольно оставляет 450 рублей вот на эти виды льгот, то, получая их, он получает их в большем объеме, чем 450 рублей. А с 1 января 2006 года люди могут выбрать уже между льготами в натуральном виде и в виде денежной компенсации.
При этом хочу обратить ваше внимание на то, что решение это человек должен будет принять в мае 2005 года. Но это же вызывает уже сейчас к жизни, я бы сказал, конкурентную среду с точки зрения предоставления этих льгот, потому что уже сейчас те, кто предоставляет, допустим, санаторно-курортное лечение, эти предприятия . санатории, дома отдыха . уже сейчас задумались о том, как бы снизить цены, как бы улучшить обслуживание. Они хотят сохранить этих людей как возможных потребителей их услуг. И в современных условиях, думаю, что такая система является гораздо более обоснованной и более адресной, что самое главное.
Что касается северян, то никаких серьезных изменений здесь не предусмотрено. Единственное, что бы я считал правильным, это вернуться к обеспечению, к созданию условий, при которых люди, проживающие в других регионах, могли бы получать пенсии, заработанные на Севере. Мне кажется, к этому нужно вернуться. Минфин, конечно, уклоняется, полагая, что ему придется затратить больше денег на эти цели, но это все-таки способствовало бы тому, чтобы люди, отработавшие в сложных климатических условиях многие годы своей жизни, постепенно бы покидали эти регионы, и социальная нагрузка, государственная нагрузка на социальную сферу, уменьшалась. В конечном итоге государство в этом заинтересовано.
Все-таки одну вещь я бы хотел сказать. Конечно, есть те категории льготников, которые закреплены за регионами, . это репрессированные, труженики тыла и ветераны труда. Региональные власти, конечно, должны обратить больше внимания на то, чтобы эти люди не оказались в худшем положении, чем другие категории льготников. Знаете, я буквально на днях встречался с одной, прямо скажу, дальней родственницей, она уже пенсионерка. И она мне говорит: вот ты знаешь, я ничего, у меня сын есть, а вот у меня приятельница, она уже пенсионерка, у нее очень маленькая пенсия . это люди из среды интеллигентов, как говорится, преподаватели вуза в прошлом. Во-первых, цена медицинской помощи все время растет, ей дорого платить, да даже проезд на городском транспорте для нее становится уже непомерно дорогим. В этом смысле, конечно, на такие категории людей все власти, власти всех уровней . и федеральная, и региональная . должны обратить внимание.
Должен сказать, что я упомянул о том, что федеральный бюджет увеличивает в 6 раз расходы, но это побуждает и региональные власти увеличивать расходы на эти цели. Мне сегодня сказали, что даже в такой не очень богатой территории, как Ульяновская область, в три раза увеличиваются расходы на поддержание этой категории льготников. Надеюсь, что и в других регионах на это обратят внимание.
В.СТУПНИКОВА ("Новая камчатская правда", Петропавловск-Камчатский): Стоит вопрос о житнице всей России . об Охотском море, о западнокамчатском шельфе, на котором "Роснефть" начинает в 2005 году бурение, и она начинает бурение именно в той зоне, где нерестится, во-первых, минтай, которым кормятся все страны всего Дальневосточного региона, и камчатский краб, которым кормятся уже не только страны Дальневосточного региона, но и вся Россия. И в Кремле, кстати, краб тоже камчатский.
В.ПУТИН: Я думаю, что японцы кормятся этим крабом, а вся Россия . нет.
В.СТУПНИКОВА: Россия тоже кормится, но дело в том, что валютные поступления от этого краба в Россию могут иссякнуть уже в 2005 году. В этой зоне запрещены даже проходы кораблей, и вопрос о жизни или смерти западнокамчатского шельфа можете решить только Вы, потому что Правительство приняло решение именно о том, чтобы "Роснефть" бурила там свои скважины. Какие меры Вы можете предпринять как Президент? Чем Вы нам можете помочь? Спасибо.
В.ПУТИН: Вы знаете, я, конечно, большой начальник, но я не считаю, что вправе всe и вся решать, в том числе подменяя собой специалистов, в данном случае в области экологии. Это всегда конфликт интересов между развитием экономики и охраной окружающей среды. Всегда и везде, в таких чувствительных сферах, как работа на шельфе . тем более. В этой связи я просто зафиксирую для себя Ваш вопрос как проблему и обращу внимание Правительства, особенно экологических служб, на необходимость более тщательной проработки этого вопроса. Пускай вернутся к этому еще раз.
Вместе с тем хочу обратить Ваше внимание и на то, что я не знаю, какие технологии применяются или будут применяться у вас там, на Дальнем Востоке. Я был на Каспии и смотрел, как одна из наших крупнейших компаний работает. Ни у кого в мире таких технологий, связанных с бурением и одновременно с защитой окружающей среды, нет. Вот у наших компаний есть. Повторяю: это должно быть предметно рассмотрено применительно к данному региону нашей страны, к этому шельфу, но технологии в отличие от многих других мировых компаний у нас есть, существуют. И если уж и вести там экономическую деятельность, то с соблюдением всех необходимых требований по сохранению окружающей среды.
В.ТИМОШЕНКО ("Голос Украины", газета парламента Украины): Владимир Владимирович, тема украинская сегодня популярная, модная и в России, и везде. Вчера один из кандидатов в Президенты Виктор Ющенко на пресс-конференции заявил о том, что в случае избрания его первый визит будет в Москву. Вы приветствуете такую инициативу? И, на Ваш взгляд, какие проблемы Вы с ним могли бы обсудить?
В.ПУТИН: Мы не будем предвосхищать результаты выборов. Думаю, что это было бы некорректно. Хотя социология нам известна. Мы с господином Ющенко лично знакомы, в его бытность председателем правительства Украины мы с ним общались, у нас нормальные отношения деловые всегда были. Я не слышал об этом его заявлении, но, разумеется, мы будем всегда рады принять в Москве руководителя, которому окажет доверие украинский народ.
У нас большой объем торгово-экономических связей. За 11 месяцев текущего года он превысил отметку 16 млрд долларов. Это рекорд для наших торгово-экономических связей. Это большой объем. Я уже не говорю о том, что мы много раз уже говорили и все хорошо знаем: глубина кооперации между российскими и украинскими предприятиями такая, которой нет у нас с другими странами мира, ни с одной. Ну а что говорить о гуманитарной составляющей? Наверное, каждая вторая семья, ну может быть, каждая третья, в Украине имеет какие-то дружеские либо даже родственные связи с Россией. 17 процентов, по официальным данным, только русских проживает, этнических русских. На самом деле, я думаю, больше. И это практически полностью русскоязычная страна. Это все для нас очень близко, понятно.
Очень важным является то обстоятельство, которое мы многократно обсуждали с нашими коллегами в Украине и в Европе. Мы с вами хорошо знаем, это было многократно озвучено самыми различными государственными деятелями Европы: в ближайшие 15.25 лет никто даже не рассматривает возможность принятия Украины в ЕС. Турция на повестке дня, и переговорный процесс, как уже заявлено, будет идти не менее 15 лет. Неактуально совершенно для Украины сегодня. Но нам-то с вами жить нужно сегодня! И завтра, и в течение 15.20 лет! Не только нам, но и вам в Украине тоже надо жить, и жить хочется хорошо.
Я упоминал, допустим, уже Польшу, которая вступила в ЕС. Вы знаете оценки МВФ? Они скептические по польской экономике сегодня, несмотря на вступление в ЕС. И, повторяю, списали долги им (50 процентов), а они уже их увеличили многократно. Так что само вступление в ЕС проблем не решает. Больше того, современные стандарты Евросоюза в экономике, в социальной сфере, они очень тяжелые для развивающихся экономик. Поэтому это еще бабушка надвое сказала: это выгодно сегодня или нет. Это надо еще как следует посчитать. "Феликса" взять, машинка такая есть, и посчитать с карандашом в руках.
Но что важным мне кажется для нас? И для нас, и для вас? Вы знаете, что Россия выстраивает с Евросоюзом четыре так называемых общих пространства. И первое, самое главное из них, это общее экономическое пространство. Но мы ведь то же самое собираемся делать в рамках ЕЭП (Единого экономического пространства) между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном. Что это означает? Это означает, что мы гармонизируем экономические отношения в рамках всей "большой Европы". Это ничего общего не имеет со стремлением России кого-то подчинить или поглотить. Это полная чушь. И в этом смысле гармонизация экономических отношений в рамках "большой Европы" не препятствует, а, наоборот, создает благоприятные условия к движению всех наших стран, в том числе и Украины, к общеевропейским стандартам. И на каком-то этапе, я не исключаю, если Евросоюз этого захочет, и Украина этого захочет, для нее будут созданы более благоприятные условия для интеграции в Евросоюз, чем сейчас. Вот о чем идет речь, и ! вот о чем нужно говорить, а не пугать друг друга с двух сторон какими-то угрозами.
Что касается приезда, еще раз повторяю, господина Ющенко. Хочу еще раз подчеркнуть, у нас с ним очень добрые отношения. Что нас беспокоит? Попытки, повторяю, решать политические вопросы неправовыми методами. И уже совсем, мне кажется, недопустимо менять правила игры в ходе тех или иных процессов. Это, знаете, все равно что начали футбольный матч по одним правилам, а заканчиваем . по другим. Ерунда какая-то. Но в конечном итоге, повторяю, мы примем любое решение, которое вынесет украинский народ, и будем работать с любым руководителем.
Единственное, на что мы рассчитываем, что в окружении господина Ющенко не будет людей, которые выстраивают свои политические амбиции на антироссийских, на сионистских (оговорка . антисемитских) лозунгах и так далее. На мой взгляд, это абсолютно недопустимо. Мы, конечно, не проходим мимо таких заявлений, мы их фиксируем, надеемся, что здравый смысл и собственные национальные интересы восторжествуют над сиюминутными политическими интересами.
В.ПУТИН: Что касается уровня развития демократии в стране. Ведь демократия . это, как известно, власть народа. В свое время она применялась в Древней Руси в прямом ее варианте (и в древнем Новгороде, и во Пскове). Это так называемое народное вече, когда народ весь собирается на площади и решает прямо на месте ключевые вопросы своей жизни. Но сегодня мы не можем собрать 145-миллионный российский народ, и кто громче крикнет . тот и прав. Так было на новгородском вече. Сегодня это невозможно.
Каждая страна выбирает наиболее оптимальный для себя путь развития, в том числе организацию своей политической системы, но таким образом, чтобы народ имел возможность влиять на принимаемые решения. Давайте прямо скажем: сегодня, когда губернатор напрямую избирается, он что, так уж зависим от избравшего его населения? Да, ему нужно идти на выборы, он, конечно, должен об этом думать. Но при современных избирательных технологиях, к сожалению, и у нас в стране, и во многих других местах, в общем, не очень эффективно работает эта система. А вот как обеспечить ситуацию, при которой глава региона, как я уже говорил, в том числе и здесь сегодня, был бы чувствителен к региональным проблемам, но кровно связан с общегосударственными интересами, . это задача непростая.
Мне представляется, что с учетом огромной территории Российской Федерации, огромного количества проживающих народов и этносов на нашей территории со своим укладом жизни, со своими политическими традициями, с большой очень, к сожалению, угрозой терроризма и дезинтеграции . в современных условиях это очень оптимальное решение.
Вы знаете, у нас ведь, допустим, в Дагестане десятилетиями сложилась ситуация и практика . а там проживает на два миллиона населения свыше 33 этносов, из них четыре или пять титульными считаются, основными, . при которой если представитель одного народа . глава республики, то представитель другого народа обязательно должен быть главой правительства, а представитель третьего этноса обязательно должен возглавлять парламент. Там люди даже отслеживают, представители какого народа, какого этноса занимают должности на первый взгляд второстепенные: начальников управлений и департаментов. Это примерно то, что мы имеем в Ливане. Но так сложилось десятилетиями там, и по-другому эта система вряд ли будет эффективно работать, потому что иначе люди, представители того или иного народа, будут чувствовать себя ущемленными и отодвинутыми от власти. Но мы не можем в одном субъекте Федерации выработать одну систему власти и управления, а в другой . другую, у нас должна быть единая для всех. И! еще раз повторю: считаю, что предлагаемая система, когда депутаты местных законодательных органов власти, избранные прямым тайным голосованием всего населения региона, будут голосовать за предложенного Президентом России губернатора, она с точки зрения территории и большой многоукладности и большого количества этносов, проживающих в России, является оптимальной и не нарушает принципов демократии. Тем более не нарушает основополагающих принципов демократии, заложенных в Конституции Российской Федерации.
читать дальшеН.ГОРБУНОВА (РИА "Новости"

В.ПУТИН: Сейчас-то взяли откуда-то, они же есть. Здесь, конечно, существует определенная опасность, на которую Вы справедливо обратили внимание: не будет ли это чрезмерно забюрокрачено и не превратятся ли какие-то московские структуры в такие инстанции, которые просто по факту будут выдвигать малоприемлемых и ненужных для региона, а может, и вредных руководителей. Но я как раз исхожу из того, что предлагаемые кандидаты должны пройти через голосование в местных парламентах. Это все-таки горнило достаточно серьезное. Я не могу ручаться исключительно за все законодательные органы власти в стране регионального характера и регионального уровня, но я очень многие знаю, там "на дурачка" не проскочишь. Если человек неприемлемый, депутаты не проголосуют ни за что.
Поэтому нам, конечно, нужно выработать это, по сути, собственного говоря, формирование через систему выборщиков, которые сами, в свою очередь, избраны прямым тайным голосованием населением. Поэтому роль и значение региональных парламентов, конечно же, будет существенно повышаться в связи с этим. Но что касается поиска нужных людей в целом по стране, то хочу вам сказать, что после смены Правительства из 83 чиновников высшего уровня правительственного переназначено на свои должности было, по-моему, только 38. Все-таки нашли откуда-то? Мне кажется, что если мы будем внедрять систему конкурсного отбора, другие современные системы поиска и подготовки кадров, то мы, безусловно, в такой богатой талантами стране, как Россия, конечно же, найдем хорошо подготовленных профессионально, порядочных лично и патриотически настроенных людей. Их в стране достаточно.
А.БАРЩЕВСКАЯ (ТВЦ): 150 лет назад великий русский писатель писал о двух бедах российских: дураках и дорогах. Но я Вас не спрашиваю, как мы справились с этими бедами. По-моему, в России есть еще одна величайшая беда . коррупция. Этот вопрос, наверное, может быть, в продолжение того, что Вы говорили выше. А как Вы видите, как можно справиться с этой тяжелейшей бедой нашей?
В.ПУТИН: Первое и самое главное, конечно: нужно уходить государству из экономики там, где его присутствие абсолютно необоснованно, где чиновники снимают так называемую ренту статусную, то есть получают просто деньги в карман за факт своего существования, мешают развитию малого и среднего бизнеса и так далее, и тому подобное. Конечно, это достаточно сложная задача, имея в виду, что у нас в стране . в стране, которая существовала как плановая экономика, все решалось на уровне чиновничества. Но без этого не обойтись. Конечно, сопровождать эти фундаментальные изменения должны и соответствующие изменения в правоохранительной сфере, в подборе кадров, о котором мы только что говорили, в повышении уровня благосостояния чиновников, с тем чтобы они дорожили своим служебным местом.
Вы знаете, мы повысили серьезно заработную плату высшему, так скажем, чиновничьему руководящему составу. Я знаю, что была и есть критика по этому поводу, но думаю, что вы со мною согласитесь: невозможно, если человек получает какую-то очень низкую заработную плату, а "ворочает" при этом миллиардами государственных средств. Это ненормальная ситуация, если от решения того или другого человека зависит благополучие, а может быть, и судьба миллионов людей, то нельзя допустить, чтобы сам человек, который выполняет такие важнейшие для общества функции, получал какие-то нищенские деньги. В этой связи полагаю, что наше решение было правильным, но, разумеется, это должно распространяться и на весь чиновничий аппарат, в том числе и до муниципалитетов.
Вот весь этот комплекс вопросов, в том числе связанных с усилением, может быть, уголовного преследования, хотя здесь должны быть определенные границы, их нельзя переходить тоже, . вот все это вместе, в комплексе, плюс создание обстановки нетерпимости в обществе к проявлениям подобного рода, все это вместе и должно дать положительный эффект.
А.ЦИОЛИОС (греческое ТВ "Мега-Ченел"

В.ПУТИН: Есть прежде всего один путь, который, мне кажется, снимет всякие озабоченности: давайте будем также активно развивать экономические отношения с Грецией. И тогда обоснования подобного рода, озабоченности подобного рода исчезнут.
Вы знаете, что в текущем году почти два миллиона, я могу ошибиться, но где-то около двух миллионов российских туристов посетили Турцию. Это приличное уже достаточно число. Мы по количеству туристов уверенно занимаем сейчас в Турции второе место после Федеративной Республики Германии, а может быть, уже и на первое выходим. Это серьезная отрасль экономики в Турции. А почему так возникло, почему так получилось? Да потому что Турция ввела нормальный человеческий визовый режим для российских туристов. Я сам им пользовался когда-то, лет восемь или десять назад. Приехал на границу, шлеп . поставили какую-то штампульку в паспорт, даже не спросили, куда иду. Десять долларов заплатил за нее и пошел. Поселился в гостинице и две недели прожил. Но в Грецию же въехать невозможно или, во всяком случае, очень сложно. Но это же не мы виноваты.
С Грецией у нас очень хорошие отношения, но нам нужно к уровню политических контактов подтащить наши экономические связи. У нас развивается с Грецией военно-техническое сотрудничество так, как оно не развивается с другой страной НАТО . с Турцией. Это тоже свидетельствует об особом доверительном характере наших отношений. Мы не намерены его сворачивать либо снижать его уровень, но объем, скажем, портфеля заказов в строительном секторе российской экономики турецких . 12.14 млрд долларов. А греки где? Кто мешает работать активно на российском рынке? Мы будем только приветствовать и всячески поддерживать развитие наших экономических отношений, и полагаю, что должны действовать не по направлению снижения уровня нашего экономического взаимодействия с Турцией, а по направлению расширения наших экономических связей с Грецией. Это первое.
Второе . что касается кипрского вопроса. Мы всегда исходили из того, что только сами киприоты, как греки-киприоты, так и турки-киприоты, могут определить свою судьбу. Мы действительно наложили вето в Совете Безопасности в ходе известного и упомянутого Вами голосования, сделали это исходя из того, чтобы исключить всяческое давление при референдуме. Сегодня мы поддерживаем план Кофи Аннана по Кипру. Полагаем, что у греческой части появились и другие инструменты, они сегодня приняты в Евросоюз, а Турция только собирается туда вступить. Это тоже дополнительные инструменты в руках греческой части острова для того, чтобы решать все назревшие там острые опросы. Но повторяю и хочу это подчеркнуть особо: так же, как и в других конфликтных точках, в том числе и на постсоветском пространстве, мы исходим из того, что эти проблемы должны решаться самими людьми, которые проживают на этой территории, и в интересах всех, кто там проживает.
А.ЖЕСТКОВ: Владимир Владимирович, Вам часто задают вопрос о свободе слова в России. Как Вы относитесь к попыткам регулировать Интернет в нашей стране? И вообще, как Вы считаете, есть ли проблема свободы слова в России или ее нет? И если есть, где этих проблем больше . в столице или в регионах?
В.ПУТИН: В известном фильме, в итальянском, у главных героев есть такая фраза: "Настоящий мужчина всегда должен пытаться, настоящая девушка . всегда сопротивляться". То же самое происходит в сфере свободы средств массовой информации и власти. Власть всегда пытается обеспечить свои интересы, уменьшить количество критики в свой адрес и так далее, а пресса и средства массовой информации всегда отыскивают все, что только можно отыскать, для того чтобы обратить внимание властей и общества на какие-то ошибки действующей власти.
Это, собственно говоря, составляет одну из фундаментальных основ демократического общества. В этом смысле мы не лучше и не хуже других стран. Для нас проблема заключается не в политической составляющей, а в экономической.
Повторю еще раз. На мой взгляд, перед нами стоит необходимость и задача обеспечить экономическую базу независимости средств массовой информации. По этому пути нам нужно двигаться.
Что касается Интернета. Мы знаем, это тоже не только наша проблема. Возьмите проблему педофилии в Интернете в западноевропейских странах, другие криминальные проявления. Но одно дело . криминальные проявления, а другое дело . свобода распространения информации. Мне бы очень не хотелось, чтобы под предлогом борьбы с криминалом мы сделали бы какие-то шаги, которые бы ограничили свободу распространения информации в Интернете. Это самый демократический способ распространения информации. Нравится, не нравится, но ты все равно прочитаешь то, что о тебе люди думают. А если ты умный человек, ты всегда поймешь, насколько то или иное мнение является доминирующим.
Поэтому я бы к возможности ограничения распространения информации в Интернете отнесся бы очень аккуратно.
М.ВОЛКОВА ("Российская газета"

В своем первом президентском послании Вы говорили об угрозе развала России и в качестве меры предложили федеративную реформу и изменили порядок формирования Совета Федерации, отправив губернаторов на места.
В начале второго срока Вы снова говорили об угрозе развала России, о ее еще большем усилении. Означает ли это, что курс, который Вы проводили в течение пяти лет, себя не слишком оправдал?
И второй вопрос. Многие эксперты, анализируя Ваши предложения от 13 сентября, говорили, что они носят несколько незаконченный характер. А вот изменение порядка формирования региональной власти . это самодостаточная мера или же, может быть, это первый шаг на пути к созданию унитарного государства? Спасибо.
В.ПУТИН: Начну с последней части.
Я не думаю, что мы должны переходить к унитарному государству, тем более . к унитарному государству советского типа. Это не создаст необходимых благоприятных условий для развития экономики и ограничит возможности общества в контроле за действующей властью. Думаю, что это было бы избыточным. Это первое.
Второе. Совет Федерации, его формирование, угроза дезорганизации государства . я думаю, что мы, к сожалению, пока из этой стадии не вышли, из этой опасной зоны. У нас многое еще сделано "на живую нитку", как говорят в народе. И, безусловно, предложения, связанные с изменением порядка формирования региональной исполнительной власти, направлены на то, чтобы создать более устойчивую ситуацию с точки зрения сохранения российской государственности. Конечно, это так.
Что касается Совета Федерации, почему были приняты тогда определенные решения и что планируется сейчас с точки зрения формирования Совета Федерации. Напомню, что региональные руководители у нас были полноценными депутатами российского парламента. Что это означает на практике? На мой взгляд, это означает полное смешение двух ветвей власти: исполнительной и законодательной. Это привело к тому, что руководители такого высокого ранга, в руках которых была сосредоточена и вся политическая власть в регионе, и вся экономическая власть в регионе, одновременно являясь депутатами парламента страны, пользовались в полном объеме и неприкосновенностью как депутаты. Ничего хорошего с точки зрения чистоты принимаемых и исполняемых решений я в этом не видел. Наоборот, видел в этом определенную угрозу для страны и для общества, поэтому и вышел тогда с известным предложением: изменить порядок формирования верхней палаты парламента. Подавляющее большинство региональных руководителей совершенно! неожиданно для всех поддержало это предложение, потому что понимало, что они вошли в достаточно опасную зону критики на основании тех соображений, которые я только что обозначил.
Если мы сегодня перейдем к другой системе назначения и формирования исполнительных органов власти в регионе, то есть если Президент, надо сказать прямо, будет иметь большее влияние на формирование регионального исполнительного органа власти, то . считаю обоснованным и сейчас хочу обратить ваше внимание на одно обстоятельство, о котором мы раньше как бы подробно ни говорили, . изменение порядка формирования Думы по партийным спискам связано с желанием, со стремлением сбалансировать политическую систему в стране и обеспечить полнокровное развитие независимости исполнительной и представительной ветвей власти. Почему? Потому что не секрет, что сегодня в России люди, избирающиеся в Государственную Думу по одномандатным округам, самостоятельно либо без поддержки каких-то экономических кланов, либо без поддержки губернатора избираться, как правило, не могут. Это правда же, все знают.
Но если Президент приобретает больше влияния на назначение губернаторов, на избрание губернаторов, то тогда Президента нужно ограничить в его возможности через губернаторов влиять на формирование 50 процентов парламента страны. И я полагаю, что это элемент балансировки политической системы. Если это произойдет, а ничто не мешает тому, чтобы мы это сделали, законы приняты, то мы обеспечим безусловное требование Конституции Российской Федерации, которая предусматривает единую систему исполнительной власти в стране.
И в этом случае мы тогда действительно можем говорить о так называемом расширенном правительстве. Если это так, то, скажем, для главы государства, для действующего, для будущих глав государства России что министр федерального правительства, что губернатор . в этом смысле большой разницы не будет. И я полагаю, что при, скажем, решении такого вопроса, важнейшего вопроса для регионов, как принятие бюджета и других вопросов подобного рода, вполне можно было бы найти способ, при котором губернаторы, руководители республик в составе Российской Федерации принимали бы гораздо большее участие, прямое участие. Как это сделать? Это нужно поговорить с самими руководителями регионов, поговорить с юристами. Во всяком случае, мы можем найти решение и по этому направлению.
Поэтому никаких противоречий между тем, что было сделано четыре года назад, и тем, что сейчас происходит, нет. Это развитие нашей политической системы, поиск наиболее оптимальных ее вариантов. При этом члены Совета Федерации, работающие на постоянной основе, конечно, в таком качестве и должны работать дальше.
В.САНФИРОВ (радиостанция "Маяк"

В связи с этим вопрос: что делает Россия, какие шаги предпринимает, чтобы построить многополярный мир? Встречаете ли Вы взаимопонимание у своих зарубежных коллег?
В.ПУТИН: Да, конечно, мы с удовлетворением констатируем, что подавляющее большинство участников международного общения придерживается теории многополярного мира. Мы считаем, что международные отношения будущего должны быть демократическими с учетом интересов всех участников международного общения и на базе принципов международного права.
Такое понимание и консолидированная позиция есть у очень многих наших партнеров, я бы сказал, у подавляющего большинства, практически почти у всех.
Д.РАЕД (газета "Аль-Хаят"

Спасибо.
В.ПУТИН: Отношения развиваются неплохо. Вы знаете, что у нас с Ираком традиционные и давние отношения. Многие наши компании традиционно присутствуют на иракском рынке . и в энергетике, и в машиностроении . и работали вплоть до самого последнего времени, вплоть до резкого обострения ситуации в Ираке. Наши компании готовы вернуться туда в любую секунду, как только будут созданы условия, обеспечивающие безопасность сотрудников.
Вы знаете, что Россия пошла на беспрецедентное списание иракских долгов, хотя мы полагаем, что Ирак, конечно, в состоянии сам расплатиться по этим долгам. Ирак не бедная страна, не относится к числу стран-"хипиков", то есть к числу слабо развитых в экономическом отношении стран. Ирак . это страна со средним экономическим развитием. Но мы согласились с нашими партнерами и пошли навстречу их пожеланиям и пожеланиям самого иракского руководства, имея в виду уникальную и, к сожалению, неблагоприятно развивающуюся ситуацию в Ираке, связанную с продолжением боевых действий и со страданиями иракского народа. Мы при вступлении в Парижский клуб дали согласие на списание таким странам где-то до 60 процентов, плюс сейчас еще согласились в рамках Парижского клуба списать (как и все другие) из остатка, имеющегося у нас, 80 процентов, таким образом, общее списание где-то приблизилось к 92.93 процентам.
Что касается выборов, то у меня большие сомнения по поводу того, можно ли обеспечить демократичность этих выборов в условиях полной оккупации иностранными войсками. Но в целом мы приветствуем стремление всех участников политического процесса в Ираке к политической нормализации и исходим из того, что если условия будут созданы, хотя бы боевых действий там не будет активных, то любые политические процессы пойдут на пользу.
О.СОЛОМОНОВА (газета "Труд"

В.ПУТИН: Найдут.
О.СОЛОМОНОВА: Что найдут?
В.ПУТИН: Найдут ответы. Найдут, конечно.
О.СОЛОМОНОВА: Найдут ответы? Но ведь в принципе есть же уже совершенно испытанные способы в других странах, которые преуспели в экономическом развитии за счет высоких технологий. И Вы говорите постоянно о том, что нужно внедрять высокие технологии, но и способ стимулирования тоже существует, уже опробованный, испытанный во всех других странах. Это снижение налогового бремени в перспективных отраслях, там, где очень высокие технологии наиболее перспективны. Что мешает нашему Правительству воспользоваться уже испытанным международным опытом, как Вы думаете?
В.ПУТИН: Я думаю, что нашему Правительству мешает воспользоваться международным испытанным опытом наш собственный опыт последних лет, когда предоставление тех или иных налоговых преференций оборачивалось многомиллиардными убытками для российской экономики и бюджета, когда эти преференции использовались с большими нарушениями и в групповых интересах, а не в интересах развития тех или иных отраслей экономики. Вот этот негативный опыт . он и мешает.
Вместе с тем я полагаю, что Правительство и дальше будет делать все для того, чтобы придать экономике Российской Федерации более инновационный характер. Мы, я уже говорил, и вы это знаете, немножко перенастроили налоговую систему в пользу перерабатывающих отраслей и будем делать это и дальше. Активно обсуждается вопрос до сих пор создания высокотехнологичных зон. В производствах подобного рода одной из основных налоговых составляющих является единый социальный налог, потому что деньги, которые то или иное предприятие тратит на рабочую силу, они являются основной составляющей и расходов. Снижение ЕСН в целом значительное, но для IT-предприятий, предприятий, работающих в сфере высоких технологий, может быть, даже недостаточно. Поэтому, я полагаю, Правительство все-таки должно пойти на решение по дальнейшему серьезному снижению ЕСН для предприятий, работающих в высокотехнологичных сферах, во всяком случае, на создание высокотехнологичных, особых зон . при понимании того, что бу! дут созданы все необходимые условия для того, чтобы избежать злоупотреблений. Это первое.
Второе: могут и должны быть приняты решения, связанные с созданием необходимых условий для улучшения экономической деятельности предприятий, работающих в сфере НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). Такие решения сейчас прорабатываются, готовятся, и надеюсь, они будут в самое ближайшее время приняты.
Б.НИСНЕВИЧ ("Калининградская правда"

И последнее. Мы очень ждем Вас на 750-летие города, желательно с господином Шрeдером и, возможно, с президентами Литвы и Польши.
В.ПУТИН: Я думаю, что отметить 750-летие Кенигсберга-Калининграда нужно. И мы обязательно это сделаем. Вопрос, в каком формате и с участием каких гостей, пока остается открытым. Но чем шире будет представительство, тем, я думаю, лучше.
Что касается развития Калининграда как анклавного региона, имея в виду особенности анклавности, то, на мой взгляд, в выработке возможно более эффективных форм развития региона мы не должны останавливаться. И Правительство, несмотря на все сложности, связанные с той проблемой, о которой я уже говорил, а именно со злоупотреблениями в сфере преференций, все-таки должно думать о том, как регион, имея в виду его особое положение, развивать. Это второе.
Третье . по поводу наших отношений с Евросоюзом по калининградской проблеме. По основной проблеме, связанной с пассажирским потоком, в целом . не окончательно, но в целом все-таки . параметры выработаны с Евросоюзом. Мы в общем удовлетворены.
Что касается грузового транзита, то здесь еще очень много проблем. Наши коллеги ссылаются на то, что, несмотря на новый режим транзита, товарооборот, оборот грузов, точнее, растет, это действительно так. Но если бы не было известных ограничений, может быть, . и скорее всего . он вырос бы еще больше. И это нас, конечно, огорчает, потому что в увеличении товарооборота и количества грузов заинтересованы как мы, так и наши соседи.
Сейчас, допустим, наше Министерство транспорта подписало с немецкими коллегами документ о создании совместного предприятия по железнодорожным перевозкам. У нас в стране железнодорожным транспортом перевозится примерно 70 процентов грузов, а в Германии . только два процента. Конечно, немецкие железные дороги заинтересованы в том, чтобы количество перевозимого груза по их территории увеличилось, это экономически выгодно. Но подобные "узкие горлышки" в нашем сотрудничестве в этой сфере должны быть ликвидированы. Для их сохранения нет никаких объективных обстоятельств.
Мы обсуждали проблему пассажирского транзита. Вы, как жители Калининграда, наверняка знаете: одна из озабоченностей, которую нам высказывали наши литовские партнеры, заключалась в том, что может возникнуть большой поток беженцев и нелегальных иммигрантов. Мы проанализировали за 2003 и 2002 год, сколько там было нелегальных этих беженцев, с поездов между, скажем, Петербургом или Москвой и Калининградом через Литву. Я уже не помню в абсолютных цифрах, но, по-моему, где-то до 50. Всего 37? Ну вот 37, правильно. И подавляющее большинство из них . пакистанцы. Они сошли с этого поезда в Вильнюсе, где поезд делает остановку по просьбе литовской стороны. Ну давайте он не будет там останавливаться, если вы не хотите.
Мы и дальше будем вести диалог с нашими партнерами и в Литве, и в Евросоюзе в целом, в Брюсселе. По предложению господина Баррозу, нового Председателя Комиссии европейских сообществ, мы договорились о создании специального рабочего механизма, от чего раньше наши европейские коллеги уклонялись, но теперь они вышли сами с этой инициативой. Видимо, понимая, что без того, чтобы сосредоточить внимание на этой проблеме, нам ее не решить. Мы приветствуем такое предложение и будем настойчиво работать над решениями всех вопросов в комплексе.
Е.БОБРОВА (газета "Жизнь", Москва): Вот хотелось бы поздравить всех с наступающим Новым годом, и может быть, немножко разрядить обстановку, спросить, какие у Вас в семье традиции и как Вы отмечаете Новый год, и чем Вам пришлось пожертвовать, какими традициями, став Президентом? Что изменилось в этом?
Спасибо.
В.ПУТИН: Я лучше не буду говорить о жертвах. А традиции мало чем отличаются от средней российской семьи. Мы дома обычно Новый год встречаем. Дети сейчас подросли, они хотят встречать с друзьями, мы им не препятствуем. Так что если кто-то из них будет дома . значит, будем все вместе. Если кого-то не будет . значит, будем с женой вместе.
И.ВОЛКОВА (газета "Новое слово"

В этой связи у меня, Владимир Владимирович, к Вам вопрос. Что день грядущий готовит жителям суровых северных территорий? Будут ли сохранены северные льготы в том объеме, в котором они есть сегодня, или же они будут существенно пересмотрены?
И буквально одна маленькая реплика. Все Вас зовут в гости, приезжайте к нам тоже.
В.ПУТИН: Спасибо. Холодно у вас.
И.ВОЛКОВА: Ну и что?
В.ПУТИН: Сколько в Якутии сейчас? В некоторых городах Якутии минус 45. 52? Ужас. Я тем не менее, когда нужно, всегда приезжаю, в том числе и на Севере был неоднократно, намерен делать это и в будущем.
Что касается того важного комплекса вопросов, которого Вы сейчас коснулись, . монетизации льгот. Конечно, я понимаю людей, они настороженно относятся к этим предложениям Правительства, потому что очень часто государство людей подводило, говорило одно, а делало другое либо совсем ничего не делало. Но сохранять прежнюю систему льготирования людей, которые нуждаются в поддержке государства, тоже было уже нецелесообразно, потому что средства выделялись большие, но до людей в значительной степени не доходили. И потом очень много чего государство пообещало, на самом деле не происходило.
Возьмем только лекарственное обеспечение. Система была какая? Деньги из региональных бюджетов, через региональные бюджеты из федерального направлялись часто напрямую по различным каналам и различными способами фармацевтическим компаниям, а точнее, тем, которые занимались куплей-продажей лекарств. А люди по бесплатным рецептам нужных лекарств, как правило, не могли получить.
На практике что происходило? Приходит пожилой человек в аптеку, приносит бесплатный рецепт, ему говорят: нет, по бесплатному рецепту мы вам дать не можем. Нет по бесплатному рецепту, а за деньги . есть. Деньги человек платит, но рецепт, говорят ему, вы все равно оставьте. При такой системе сколько туда ни направляй денег, всегда будет мало, потому что больше половины украдут. В рыночной системе прежние способы распределения, поддержки государства стали работать неэффективно. Вот в этом все дело.
Я хочу обратить ваше внимание на то, что таких больших средств, я бы сказал, огромных средств на поддержку слабо обеспеченных слоев населения и льготников государство до сих пор никогда не выделяло. Федеральный бюджет в шесть раз, не на 20 процентов, не на 30, не на 40, не на 50, в шесть раз повысит свои расходы на эти цели. И при этом до 2006 года по основным параметрам . по лекарственному обеспечению, по проезду на пригородном транспорте, по санаторно-курортному лечению . фактически для потребителей этих льгот они будут сохранены в натуральном выражении. Почему? Потому что если человек получает определенные деньги, а потом из этих средств добровольно оставляет 450 рублей вот на эти виды льгот, то, получая их, он получает их в большем объеме, чем 450 рублей. А с 1 января 2006 года люди могут выбрать уже между льготами в натуральном виде и в виде денежной компенсации.
При этом хочу обратить ваше внимание на то, что решение это человек должен будет принять в мае 2005 года. Но это же вызывает уже сейчас к жизни, я бы сказал, конкурентную среду с точки зрения предоставления этих льгот, потому что уже сейчас те, кто предоставляет, допустим, санаторно-курортное лечение, эти предприятия . санатории, дома отдыха . уже сейчас задумались о том, как бы снизить цены, как бы улучшить обслуживание. Они хотят сохранить этих людей как возможных потребителей их услуг. И в современных условиях, думаю, что такая система является гораздо более обоснованной и более адресной, что самое главное.
Что касается северян, то никаких серьезных изменений здесь не предусмотрено. Единственное, что бы я считал правильным, это вернуться к обеспечению, к созданию условий, при которых люди, проживающие в других регионах, могли бы получать пенсии, заработанные на Севере. Мне кажется, к этому нужно вернуться. Минфин, конечно, уклоняется, полагая, что ему придется затратить больше денег на эти цели, но это все-таки способствовало бы тому, чтобы люди, отработавшие в сложных климатических условиях многие годы своей жизни, постепенно бы покидали эти регионы, и социальная нагрузка, государственная нагрузка на социальную сферу, уменьшалась. В конечном итоге государство в этом заинтересовано.
Все-таки одну вещь я бы хотел сказать. Конечно, есть те категории льготников, которые закреплены за регионами, . это репрессированные, труженики тыла и ветераны труда. Региональные власти, конечно, должны обратить больше внимания на то, чтобы эти люди не оказались в худшем положении, чем другие категории льготников. Знаете, я буквально на днях встречался с одной, прямо скажу, дальней родственницей, она уже пенсионерка. И она мне говорит: вот ты знаешь, я ничего, у меня сын есть, а вот у меня приятельница, она уже пенсионерка, у нее очень маленькая пенсия . это люди из среды интеллигентов, как говорится, преподаватели вуза в прошлом. Во-первых, цена медицинской помощи все время растет, ей дорого платить, да даже проезд на городском транспорте для нее становится уже непомерно дорогим. В этом смысле, конечно, на такие категории людей все власти, власти всех уровней . и федеральная, и региональная . должны обратить внимание.
Должен сказать, что я упомянул о том, что федеральный бюджет увеличивает в 6 раз расходы, но это побуждает и региональные власти увеличивать расходы на эти цели. Мне сегодня сказали, что даже в такой не очень богатой территории, как Ульяновская область, в три раза увеличиваются расходы на поддержание этой категории льготников. Надеюсь, что и в других регионах на это обратят внимание.
В.СТУПНИКОВА ("Новая камчатская правда", Петропавловск-Камчатский): Стоит вопрос о житнице всей России . об Охотском море, о западнокамчатском шельфе, на котором "Роснефть" начинает в 2005 году бурение, и она начинает бурение именно в той зоне, где нерестится, во-первых, минтай, которым кормятся все страны всего Дальневосточного региона, и камчатский краб, которым кормятся уже не только страны Дальневосточного региона, но и вся Россия. И в Кремле, кстати, краб тоже камчатский.
В.ПУТИН: Я думаю, что японцы кормятся этим крабом, а вся Россия . нет.
В.СТУПНИКОВА: Россия тоже кормится, но дело в том, что валютные поступления от этого краба в Россию могут иссякнуть уже в 2005 году. В этой зоне запрещены даже проходы кораблей, и вопрос о жизни или смерти западнокамчатского шельфа можете решить только Вы, потому что Правительство приняло решение именно о том, чтобы "Роснефть" бурила там свои скважины. Какие меры Вы можете предпринять как Президент? Чем Вы нам можете помочь? Спасибо.
В.ПУТИН: Вы знаете, я, конечно, большой начальник, но я не считаю, что вправе всe и вся решать, в том числе подменяя собой специалистов, в данном случае в области экологии. Это всегда конфликт интересов между развитием экономики и охраной окружающей среды. Всегда и везде, в таких чувствительных сферах, как работа на шельфе . тем более. В этой связи я просто зафиксирую для себя Ваш вопрос как проблему и обращу внимание Правительства, особенно экологических служб, на необходимость более тщательной проработки этого вопроса. Пускай вернутся к этому еще раз.
Вместе с тем хочу обратить Ваше внимание и на то, что я не знаю, какие технологии применяются или будут применяться у вас там, на Дальнем Востоке. Я был на Каспии и смотрел, как одна из наших крупнейших компаний работает. Ни у кого в мире таких технологий, связанных с бурением и одновременно с защитой окружающей среды, нет. Вот у наших компаний есть. Повторяю: это должно быть предметно рассмотрено применительно к данному региону нашей страны, к этому шельфу, но технологии в отличие от многих других мировых компаний у нас есть, существуют. И если уж и вести там экономическую деятельность, то с соблюдением всех необходимых требований по сохранению окружающей среды.
В.ТИМОШЕНКО ("Голос Украины", газета парламента Украины): Владимир Владимирович, тема украинская сегодня популярная, модная и в России, и везде. Вчера один из кандидатов в Президенты Виктор Ющенко на пресс-конференции заявил о том, что в случае избрания его первый визит будет в Москву. Вы приветствуете такую инициативу? И, на Ваш взгляд, какие проблемы Вы с ним могли бы обсудить?
В.ПУТИН: Мы не будем предвосхищать результаты выборов. Думаю, что это было бы некорректно. Хотя социология нам известна. Мы с господином Ющенко лично знакомы, в его бытность председателем правительства Украины мы с ним общались, у нас нормальные отношения деловые всегда были. Я не слышал об этом его заявлении, но, разумеется, мы будем всегда рады принять в Москве руководителя, которому окажет доверие украинский народ.
У нас большой объем торгово-экономических связей. За 11 месяцев текущего года он превысил отметку 16 млрд долларов. Это рекорд для наших торгово-экономических связей. Это большой объем. Я уже не говорю о том, что мы много раз уже говорили и все хорошо знаем: глубина кооперации между российскими и украинскими предприятиями такая, которой нет у нас с другими странами мира, ни с одной. Ну а что говорить о гуманитарной составляющей? Наверное, каждая вторая семья, ну может быть, каждая третья, в Украине имеет какие-то дружеские либо даже родственные связи с Россией. 17 процентов, по официальным данным, только русских проживает, этнических русских. На самом деле, я думаю, больше. И это практически полностью русскоязычная страна. Это все для нас очень близко, понятно.
Очень важным является то обстоятельство, которое мы многократно обсуждали с нашими коллегами в Украине и в Европе. Мы с вами хорошо знаем, это было многократно озвучено самыми различными государственными деятелями Европы: в ближайшие 15.25 лет никто даже не рассматривает возможность принятия Украины в ЕС. Турция на повестке дня, и переговорный процесс, как уже заявлено, будет идти не менее 15 лет. Неактуально совершенно для Украины сегодня. Но нам-то с вами жить нужно сегодня! И завтра, и в течение 15.20 лет! Не только нам, но и вам в Украине тоже надо жить, и жить хочется хорошо.
Я упоминал, допустим, уже Польшу, которая вступила в ЕС. Вы знаете оценки МВФ? Они скептические по польской экономике сегодня, несмотря на вступление в ЕС. И, повторяю, списали долги им (50 процентов), а они уже их увеличили многократно. Так что само вступление в ЕС проблем не решает. Больше того, современные стандарты Евросоюза в экономике, в социальной сфере, они очень тяжелые для развивающихся экономик. Поэтому это еще бабушка надвое сказала: это выгодно сегодня или нет. Это надо еще как следует посчитать. "Феликса" взять, машинка такая есть, и посчитать с карандашом в руках.
Но что важным мне кажется для нас? И для нас, и для вас? Вы знаете, что Россия выстраивает с Евросоюзом четыре так называемых общих пространства. И первое, самое главное из них, это общее экономическое пространство. Но мы ведь то же самое собираемся делать в рамках ЕЭП (Единого экономического пространства) между Россией, Украиной, Беларусью и Казахстаном. Что это означает? Это означает, что мы гармонизируем экономические отношения в рамках всей "большой Европы". Это ничего общего не имеет со стремлением России кого-то подчинить или поглотить. Это полная чушь. И в этом смысле гармонизация экономических отношений в рамках "большой Европы" не препятствует, а, наоборот, создает благоприятные условия к движению всех наших стран, в том числе и Украины, к общеевропейским стандартам. И на каком-то этапе, я не исключаю, если Евросоюз этого захочет, и Украина этого захочет, для нее будут созданы более благоприятные условия для интеграции в Евросоюз, чем сейчас. Вот о чем идет речь, и ! вот о чем нужно говорить, а не пугать друг друга с двух сторон какими-то угрозами.
Что касается приезда, еще раз повторяю, господина Ющенко. Хочу еще раз подчеркнуть, у нас с ним очень добрые отношения. Что нас беспокоит? Попытки, повторяю, решать политические вопросы неправовыми методами. И уже совсем, мне кажется, недопустимо менять правила игры в ходе тех или иных процессов. Это, знаете, все равно что начали футбольный матч по одним правилам, а заканчиваем . по другим. Ерунда какая-то. Но в конечном итоге, повторяю, мы примем любое решение, которое вынесет украинский народ, и будем работать с любым руководителем.
Единственное, на что мы рассчитываем, что в окружении господина Ющенко не будет людей, которые выстраивают свои политические амбиции на антироссийских, на сионистских (оговорка . антисемитских) лозунгах и так далее. На мой взгляд, это абсолютно недопустимо. Мы, конечно, не проходим мимо таких заявлений, мы их фиксируем, надеемся, что здравый смысл и собственные национальные интересы восторжествуют над сиюминутными политическими интересами.
В данном случае это относится и к Ельцину, но по сравнению с Путиным, он мне лично симпатичнее.
Я против экономической и социальной политики Путина, но ЗА все его меры во внешней и внутренней (в том, что касается власти)!
Хм... этак так мы опять вернемся к авторитарии...
Мы коледались между ней и анархией (условной...)
По мне - так лучше анархия...
не согласна.